МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Тема 1.3. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ
1.3.2. Порядок технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Технология обслуживания стрелок, стрелочных электроприводов и гарнитур
Содержание:
- Устройство и схема стрелочного перевода
- Виды неисправностей
- Разъединение остряков
- Отставание остряка от рамного рельса
- Выкрашивание остряков
- Понижение остряка против рамного рельса
- Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов
- Изломы остряка, рамного рельса и крестовины
- Разрыв контррельсового болта
- Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин
- Нормы и допуски
- Марки и классификация
- Виды неисправностей
- Проверка состояния электропривода и стрелочной гарнитуры
- Проверка плотности прижатия остряка к рамному рельсу
- Проверка наружного состояния электропривода и гарнитуры стрелок
- Порядок проведения проверки электропривода и гарнитуры стрелки
- Проверка надежности крепления узлов
- Проверка наличия и состояния закруток
- Проверка отсутствия люфтов
- Проверка чистоты шпального ящика, гарнитуры, тяг
- Очистка электропривода (наружная) и стрелочной гарнитуры
- Проверка плотности прижатия остряка к рамному рельсу
- Внутренняя проверка электропривода с переводом стрелки
- Порядок проведения внутренней проверки стрелочного электропривода
- Техника безопасности при проведении работы
- Оформление записи в журнале ДУ-46
- Проверка состояния и крепления деталей и узлов электропривода
- Проверка состояния монтажа и его крепления
- Проверка правильности регулировки контрольных тяг
- Проверка состояния коллектора и щеткодержателя электродвигателя
- Проверка уровня масла в редукторе электропривода
- Чистка и смазывание электропривода
- Чистка и регулировка автопереключателя
- Проверка уплотнения электропривода
- Проверка блокировочной заслонки
- Проверка взаимодействия частей электропривода
- Оформление записей по окончанию работы
- Контрольные вопросы
- Видео
- Рекомендуемая литература
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13
Безопасность на железных дорогах зависит в большей степени от внимательности и профессионализма обслуживающего ЖД персонала. Неисправностей стрелочных переводов много, но есть те, которые могут привести к печальным последствиям и упускать из виду их нельзя. Поэтому давайте рассмотрим самые распространенные и важные для выявления неисправности стрелочных переводов.
Разъединение остряков может произойти из-за излома стрелочной тяги, серьги или серьговых болтов. Хотя в централизованных стрелках для предотвращения разъединения остряков введено раздельное прикрепление рабочих и контрольных тяг, состояние деталей узла соединения остряков (тяг, серег, болтов, заклепок) должно проверяться как при укладке стрелочного перевода, так и при его эксплуатации. При малейшей неисправности стрелочных переводов эти детали немедленно заменяются. Необходимо строго соблюдать нормальное расстояние между остряками в зоне регулируемых тяг в стрелках с гибкими остряками.
Рисунок - Разъединение остряков
Отставание остряка от рамного рельса
Отставание остряка от рамного рельса может быть вызвано изгибом рамных рельсов, накатами на них, неправильной обработкой остряков, угоном остряков или рамных рельсов. К отставанию остряков может привести изгиб связанных полос и стрелочных башмаков, неправильное расстояние между рабочими гранями рамных рельсов, недопустимый шаг остряков, искаженное расположение рельсовых нитей стрелки в плане и т.п. При отставании остряка от рамного рельса на 4 мм и более возможен удар подрезанного гребня колеса в торец остряка. Иногда отмечается неприлегание остряка к стрелочным подушкам из-за вертикального выгиба остряка. Такие остряки следует заменять. Прилегание остряков к упорным накладкам должно быть плотным. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка допускается не более 1 мм для стрелок на главных путях и не более 2 мм на приемоотправочных и прочих путях.
Рисунок - Отставание остряка от рамного рельса
Выкрашивание остряков возникает при неплотном прилегании остряков к рамным рельсам и подушкам, при большей высоте остряков по сравнению с рамными рельсами, плохом закреплении остряков в корне, изгибе опорных деталей, неточной регулировке стрелочных тяг и т.д. Длина участка выкрашивания остряка должна быть не более расстояния от начала остряка до его сечения, в котором при движении колеса против шерсти боковая грань гребня колеса коснется остряка. Большая длина выкрошенного участка остряка приведет к удару гребня в остряк с возможным наездом подрезанного гребня на остряк. Поэтому наибольшая допустимая длина выкрошенного остряка принята такой, что удар гребней в выкрошенный участок не произойдет даже в случае недовода остряка до прилегания на 3 мм.
Рисунок - Выкрашивание остряков
Понижение остряка против рамного рельса
Понижение остряка против рамного рельса измеряется в сечении, где ширина головки остряка поверху составляет 50 мм, т.е. там, где колесо при пошерстном движении начинает переходить с остряка на рамный рельс. При понижении остряка против рамного рельса на 2 мм и более возникает отжатие и выкантовывание рамных рельсов колесами при пошерстном движении их по стрелочному переводу, что может привести к сходу подвижного состава. Следует правильно укладывать все предусмотренные конструкцией стрелки связанные полосы; стрелочные брусья должны быть равномерно подбиты, стрелка выправлена в продольном профиле. Если при соблюдении всех требований понижение остряка против рамного рельса будет на 2 мм и более, то такой дефектный остряк подлежит замене.
Рисунок - Понижение остряка против рамного рельса
Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов
Крайне важным для обеспечения безопасности движения поездов являются требования, чтобы расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика было не более 1435 мм, а расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса – не менее 1472 мм. Отступления в этих расстояниях обычно ликвидируются удалением накатов на сердечнике, перешивкой контррельса в сборе с контррельсовым рельсом, регулировкой стяжного узла крестовинных распорок или исправлением контррельсовых желобов.
Рисунок - Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов
Изломы остряка, рамного рельса и крестовины
К изломам остряка или рамного рельса относятся все виды нарушения их целостности: трещины, крупные выколы, поперечные изломы по всему сечению. Особенно опасны поперечные трещины контактно- усталостного происхождения в головке остряков, поскольку остряки по длине к рамным рельсам не крепятся. Изломы крестовины (сердечника, усовика и контррельса) включают не только полные поперечные изломы, но и частичные — массивные выколы металла и трещины. Такие дефекты сваркой или наплавкой устранить не удается, поэтому пораженные этими дефектами крестовины подлежат замене.
Рисунок - Изломы остряка, рамного рельса и крестовины
Разрыв контррельсового болта резко ослабляет крепление контррельса. Нагрузка в этом узле распределяется на меньшее число оставшихся болтов, что ускоряет их разрыв. При разрыве контррельсового болта может произойти отжатие контррельса, что вызывает резкий удар колеса в сердечник крестовины. Оборванный контррельсовый болт немедленно заменяется, а причина, вызвавшая его разрыв, ликвидируется.
Рисунок - Разрыв контррельсового болта
Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин
При вертикальном износе рамных рельсов гребень колеса приближается к головке остряка и ответственным элементам крепления стрелки, что может привести к удару гребня в торец остряка или наезду гребня на крепления. Кроме того, по мере вертикального износа рамного рельса место передачи давления колеса на остряк приближается к более слабым его сечениям — к острию. Поэтому допустимый вертикальный износ рамных рельсов определяется из условия предотвращения наезда гребня изношенного колеса на горизонтальную полку головки остряка, предотвращения удара гребня колеса в торец остряка, а также из условия прочности рамных рельсов. Рисунок - Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин Вертикальный износ рамного рельса обычно измеряют в средней части головки не ближе 1/3 ее ширины от боковой грани против острия остряка, против сечения, где ширина остряка 50 мм. Рамные рельсы, а также остряки с износом, превышающим допускаемые размеры, должны быть заменены. Наибольший допустимый вертикальный износ усовиков и сердечников крестовины определяется из условия прочности элементов крестовин и недопущения качения гребня изношенного колеса по дну желоба крестовины.
Рисунок - Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13