Тема 1.12. Основы проектирования станционных систем автоматики
Основы проектирования схематического плана железнодорожной станции с осигнализованием
Содержание:
- Общие сведения
- Расстановка изолирующих стыков
- Классификация и нумерация станционных путей
- Классификация и нумерация стрелок
- Расстановка светофоров
- Наименование участков пути
- Определение ординат на схематическом плане
- Маршрутизация передвижений на станции
- Таблица взаимозависимостей маршрутов, стрелок и светофоров
- Технология работы промежуточной станции
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Технология работы промежуточной станции
Основными документами, регламентирующими работу станции, являются технологический процесс работы станции и технико-распорядительный акт (ТРА).
Технологический процесс работы станции предусматривает операции по обработке составов и вагонов, формированию и расформированию составов, маневровой и местной работе в минимальные сроки на основе научной организации и применения прогрессивных методов труда при полном использовании технических средств станции. При разработке технологического процесса стремятся обеспечить поточность, непрерывность, параллельность выполнения различных операций, сокращение времени на каждую из них и слаженность в работе штата.
ТРА устанавливает порядок использования технических средств станции и предусматривает безопасное выполнение операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станции и производству маневровой работы. ТРА составляется в соответствии с ПТЭ и инструкциями по сигнализации, движению поездов и маневровой работе.
Технологию работы промежуточной станции, оборудованной электрической централизацией, наиболее наглядно представить на примере реальной станции.
На рис. 1 приведен схематический план промежуточной станции поперечного типа, расположенной на однопутном участке. Станция оборудована электрической централизацией системы ЭЦ-12-03. Размеры движения на станции приближаются к интенсивным. (Согласно ПТЭ «интенсивное движение поездов» — это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных — более 24 пар в сутки, а «особо интенсивное движение поездов» — соответственно более 100 и более 48 пар в сутки).
Станция содержит главный путь IП, приемо-отправочные пути 2П, 3П и 5П, к которому примыкает стрелка 17, поэтому полезную длину этого пути составляют рельсовые бесстрелочные участки 5П, 5АП и стрелочный участок 17СП. Стрелка примыкания ограждена светофорами М7, М9 и М11. На станции имеется грузовой склад, расположенный у погрузочно-выгрузочного пути 7 и выставочного пути 6. Тупиковый путь 9Т используется для погрузки и выгрузки навалочных грузов, путь 10Т — для отстоя классных вагонов строительной организации, вытяжной путь 11Т — для производства маневровой работы. Длина вытяжного пути составляет 650 м, т.е. более половины стандартной длины (1050 м) поездов, обращающихся на рассматриваемом участке. Ежедневный оборот вагонов с местными грузами составляет до 10 вагонов.
К станции со стороны пассажирского здания примыкает подъездной путь завода. Ежедневный оборот с заводом достигает до 20 вагонов. Со станции на подъездной путь движение должно выполняться вагонами вперед. Завод имеет разветвленную транспортную сеть и собственный локомотив, поэтому для повышения безопасности за светофором М2 с красным запрещающим огнем уложена сбрасывающая стрелка 6 с автоматическим возвратом в плюсовое положение. Аналогичная стрелка 5 уложена за светофором М3 в нечетной горловине.
Эта станция работает следующим образом.
Пассажирские и грузовые поезда, следующие по данной станции без остановки, пропускаются по главному пути IП. На этот же путь принимаются пассажирские поезда обоих направлений, имеющие остановку на станции.
При скрещении пассажирских поездов один из поездов любого направления, прибывающий первым, принимается на приемо-отправочный путь 2П, а другой пассажирский поезд — на путь IП. При скрещении грузовых поездов первый поезд принимается на путь 3П, а второй — на путь IП. При скрещении грузового и пассажирского поездов ситуация повторяется. Если первым прибывает пассажирский поезд, то он принимается на путь 2П, а если грузовой, то на путь — 3П. Заметим, что главный путь IП и оба приемоотправочных пути 2П и 3П имеют пассажирские платформы (платформы между собой связаны подземным переходом), поэтому при невозможности (из-за неисправности) задать маршрут на тот или иной путь решение в каждом конкретном случае принимает ДСП.
Подача и уборка вагонов с подъездного пути завода выполняется, как правило (но не всегда), четным или нечетным вывозным поездом, который принимается на путь 2П. Если вывозной поезд — четный, то процесс подачи вагонов выполняется путем задания маневрового маршрута по светофору Н2 за светофор М2. Если вывозной поезд — нечетный, то после его приема на путь 2П требуется обгон локомотива по свободному приемо-отправочному пути. Допустим, свободен путь 5П. Тогда последовательно задаются маневровые маршруты: по Н2 за М4; по М4 на 5АП; по М9 на 5П; по Ч5 за М1; по М1 на 2П. После прицепки локомотива к вагонам задается маневровый маршрут по светофору Н2 на подъездной путь. Для сокращения продолжительности маневров вывозные поезда должны быть правильно сформированы на участковых станциях: четный вывозной поезд должен иметь вагоны, предназначенные для завода, в хвосте поезда, а нечетный — в голове.
Подача и уборка вагонов местной погрузки и выгрузки выполняются сборными поездами. Сборные поезда четного и нечетного направлений принимаются на путь 5П, причем они могут остановиться на любом изолированном участке этого пути 5П, 17СП или 5АП.
Рассмотрим работу нечетного сборного поезда. Для ускорения маневровой работы сборный поезд должен быть сформирован на участковой станции так, чтобы отцепляемые на данной станции вагоны стояли одной группой в голове поезда. После расцепки состава локомотив с вагонами в адрес данной станции после задания маневрового маршрута по светофору Н5 за М6 выходит на вытяжной путь 10Т. После задания маневрового маршрута по М6 за М8 вагоны осаживаются на погрузочно-выгрузочный путь 7, где прицепляются к вагонам, уже погруженным или выгруженным, чтобы переставить их на выставочный путь 6. После перестановки головную часть поезда вновь осаживают на путь 7, где и отцепляют вагоны, прибывшие в адрес станции. Затем локомотив заходит на путь 6, прицепляет выставленные вагоны и по открытому светофору М8 заезжает на путь 10Т. После задания маневрового маршрута по светофору М6 на участок пути 5АП и по светофору М9 на 5П выставленные вагоны ставятся в поезд. После опробования тормозов сборный поезд может следовать дальше.
Работа четного сборного поезда отличается тем, что вагоны в адрес данной станции должны находиться в хвосте поезда. Кроме того, необходим обгон локомотива по свободному приемо-отправочному пути.
Вагоны, прибывшие в адрес завода, также могут находиться в составе сборного поезда. Понятно, что в этом случае количество маневровых передвижений и время их выполнения существенно возрастают.
Порядок работы промежуточной станции на двухпутном участке (см. рис. 2) может быть описан аналогично.