МДК 01.01. Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем автоматики
Тема 1.12. Основы проектирования станционных систем автоматики
Основы проектирования схематического плана железнодорожной станции с осигнализованием
Содержание:
- Общие сведения
- Расстановка изолирующих стыков
- Классификация и нумерация станционных путей
- Классификация и нумерация стрелок
- Расстановка светофоров
- Наименование участков пути
- Определение ординат на схематическом плане
- Маршрутизация передвижений на станции
- Таблица взаимозависимостей маршрутов, стрелок и светофоров
- Технология работы промежуточной станции
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Маршрутизация передвижений на станции
Основным принципом безопасности для управления движением поездов на железнодорожных станциях является маршрутизация поездных и маневровых передвижений со светофорной сигнализацией, а основным понятием является маршрут, его установка, замыкание и размыкание.
Определение. Маршрутом называется часть путевого развития станции, подготовленная для следования подвижного состава от начала этого путевого развития до его конца.
Началом маршрута является разрешающее (открытое) показание соответствующего светофора (входного, выходного, маршрутного или маневрового), а концом — элемент путевого развития станции или перегона в зависимости от категории маршрута.
Различают поездные и маневровые маршруты, причем среди поездных маршрутов выделяют маршруты приема, передачи и отправления.
Определение. Маршрутом приема называется часть путевого развития станции, обеспечивающая передвижение поезда с перегона на главный или приемо-отправочный путь станции. Началом маршрута приема является открытый входной светофор, а концом — приемо-отправочный путь станции.
Определение. Маршрутом передачи называется часть путевого развития станции, подготовленная для передвижения поезда с приемо-отправочного пути одного парка станции на приемо-отправочный путь другого парка этой же станции. Началом маршрута передачи является разрешающее показание маршрутного светофора, а концом — приемо-отправочный путь парка назначения.
Определение. Маршрутом отправления называется часть путевого развития станции, подготовленная для передвижения поезда с приемо-отправочного пути станции на перегонный путь. Началом маршрута отправления является разрешающее показание выходного светофора, а концом — первый блок-участок при автоблокировке или весь перегон до следующей станции или до блокпоста при полуавтоматической блокировке.
Определение. Маневровым маршрутом называется часть путевого развития станции, подготовленная для маневровых передвижений.
Началом маневрового маршрута является разрешающее показание маневрового светофора, а концом — следующие шесть случаев: следующий попутный маневровый светофор; приемо-отправочный путь; бесстрелочный участок в горловине станции; знак «Граница станции»; нецентрализованная зона станции (грузовые дворы, подъездные пути, депо, тупики и др.); первый блок-участок удаления или приближения, если на данной станции разрешены маневры с выездом на перегон.
Процесс подготовки путевого развития станции для следования поезда или маневрирующего состава называют заданием или установкой маршрута. Задать (установить) маршрут — это означает: перевести ходовые и охранные стрелки в требуемое положение и замкнуть их; проверить условия безопасности движения по всем элементам маршрута; включить на соответствующем светофоре разрешающее сигнальное показание.
При задании маршрута до открытия светофора, разрешающего движение по задаваемому маршруту, в устройствах ЭЦ необходимо выполнить следующие исключения.
Во-первых, исключить возможность перевода ходовых и охранных стрелок, принадлежащих данному маршруту, т.е. замкнуть стрелки.
Определение. Исключение возможности перевода централизованной стрелки командами маршрутного или индивидуального управления называется замыканием стрелок.
Например, в релейных и релейно-процессорных ЭЦ замыкание стрелок маршрута осуществляется путем отключения контактом замыкающего реле их пусковых цепей в схемах управления. В микропроцессорных системах замыкание реализуется присвоением соответствующего значения переменной, не позволяющей последующего перевода стрелки.
Во-вторых, исключить возможность задания маршрутов, враждебных задаваемому, другими словами, необходимо выполнить замыкание секций маршрута (секциями маршрута являются стрелочно-путевые участки, участки пути и приемо-отправочные пути).
Определение. Два маршрута называются взаимно враждебными, если их одновременное существование нарушает безопасность движения поездов.
Определение. Замыкание стрелок (ходовых и охранных), а также исключение задания враждебных маршрутов называется замыканием секций маршрута или замыканием маршрута.
Далее с проверкой фактического выполнения требований замыкания маршрута на светофоре включается разрешающее сигнальное показание.
Такой алгоритм функционирования систем ЭЦ гарантирует безопасность движения поездов: вначале замыкаются стрелки и исключаются враждебные маршруты, а затем открывается светофор.
Процесс, обратный замыканию маршрута, называется размыканием маршрута. На рис. 6 представлены виды размыкания маршрутов.
Рисунок 6 - Виды размыкания маршрута
При движении подвижного состава по трассе маршрута системы ЭЦ обеспечивают автоматическое размыкание маршрута. Для защиты от преждевременного размыкания при наложении и снятии шунта на рельсовые цепи, а также при переключении фидеров питания фактическое движение поезда по трассе маршрута устанавливается проверкой последовательного занятия и освобождения секций, входящих в маршрут. Кроме того, в цепях размыкания маршрута используются медленно действующие на срабатывание повторители путевых реле, имеющие выдержку времени около 6 с, что примерно в два раза больше максимального времени потери шунта.
В системах ЭЦ нашли применение два вида автоматического размыкания маршрутов при движении подвижного состава: маршрутное и секционное. При маршрутном размыкании освобождение от замыкания стрелок и враждебных маршрутов происходит при использовании всего маршрута, т.е. при занятии и освобождении всех участков, входящих в маршрут. Секционное размыкание предусматривает последовательное, по мере освобождения секций подвижным составом, снятие замыкания стрелок и исключения враждебных маршрутов.
В других случаях применяется ручной способ размыкания маршрутов дежурным по станции.
Если по каким-либо причинам дежурному необходимо отказаться от установленного маршрута, применяется отмена маршрута. При отмене маршрута размыкание начинается после закрытия дежурным по станции ограждающего светофора и при условии невступления подвижного состава на рельсовые участки трассы маршрута.
В современных системах ЭЦ, если на изолированном участке перед светофором (на участке приближения) отсутствует подвижной состав, отмена замкнутого маршрута (и, следовательно, его размыкание) производится с выдержкой времени 4 с. Эта выдержка принята с учетом максимально возможного времени потери шунта на участке приближения.
При занятом участке приближения отмена поездного маршрута выполняется с выдержкой времени 3 мин, а маневрового маршрута — с выдержкой времени 1 мин. Эти выдержки учитывают необходимую длительность для остановки поезда, движущегося с максимальной скоростью, на замкнутых стрелках.
Поэтому при отмене поездных маршрутов отправления с тупиковых путей, путей отправления и путей сортировочных парков допускается выдержка времени не менее 1 мин.
Если после прохода поезда возникла неисправность рельсовой цепи или произошла потеря контроля положения стрелок, то для размыкания маршрута в этих случаях используется режим искусственной разделки (искусственного размыкания), который выполняется с выдержкой времени 3 мин после нажатия специальных пломбируемых кнопок или кнопок, имеющих счетчики числа нажатий. В этом случае ответственность за безопасность движения берет на себя дежурный по станции.