Тема 1.12. Основы проектирования станционных систем автоматики
Основы проектирования схематического плана железнодорожной станции с осигнализованием
Содержание:
- Общие сведения
- Расстановка изолирующих стыков
- Классификация и нумерация станционных путей
- Классификация и нумерация стрелок
- Расстановка светофоров
- Наименование участков пути
- Определение ординат на схематическом плане
- Маршрутизация передвижений на станции
- Таблица взаимозависимостей маршрутов, стрелок и светофоров
- Технология работы промежуточной станции
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Расстановка изолирующих стыков
Разбивку станции на изолированные участки целесообразно выполнять в следующей последовательности:
- изолирующими стыками станция отделяется от перегона;
- выделяются рельсовые цепи главных и приемо-отправочных путей станции;
- устанавливаются изолирующие стыки, выделяющие бесстрелочные участки пути за входными светофорами со стороны каждого перегонного пути;
- также по возможности устраиваются участки пути, удобные для производства маневровой работы в горловине станции;
- на въезде в зону централизации с тупиковых путей устанавливаются изолирующие стыки. В ряде случаев для контроля подвижных единиц допускается устройство рельсовых цепей в тупиках;
- отделяется изолирующими стыками нецентрализованная зона (грузовые дворы, депо, подъездные пути). При этом следует отметить, что путевое развитие тяговых подстанций, путей отстоя пожарных и восстановительных поездов, а также классных вагонов является объектом централизации;
- на входе в зону централизации с подъездных путей выделяется короткая рельсовая цепь (25 м) для контроля подхода составов с подъездных путей;
- устанавливаются изолирующие стыки на стрелочных съездах;
- стрелки, примыкающие к приемо-отправочным путям, выделяются в отдельную рельсовую цепь;
- в отдельные рельсовые цепи выделяется каждая из стрелок стрелочной улицы;
- устанавливаются изолирующие стыки, обеспечивающие одновременные параллельные передвижения (между параллельно уложенными стрелками или съездами и т.п.);
- как правило, в отдельную рельсовую цепь выделяются сбрасывающие остряки (сбрасывающие стрелки или сбрасывающие башмаки);
- далее должен быть выполнен анализ полученных разветвленных рельсовых цепей:
- во-первых, все ли рельсовые цепи имеют центр секции;
- во-вторых, не входит ли в одну рельсовую цепь более трех одиночных или двух перекрестных стрелок.
В последнем случае при необходимости устанавливаются дополнительные изолирующие стыки, причем следует стремиться, чтобы число изолирующих стыков по главным путям было минимальным для обеспечения устойчивой работы АЛС (автоматической локомотивной сигнализации).
Классификация и нумерация станционных путей
Железнодорожные пути на станциях подразделяются на две группы: станционные пути и пути специального назначения.
К станционным путям относятся пути в границах станции — главные, приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, ходовые, погрузочно-выгрузочные, выставочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути к различным предприятиям и организациям. Предохранительные тупики предназначены для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов, а улавливающие тупики — для остановки перед станцией потерявшего управление поезда или его части.
Главные станционные пути являются продолжением путей перегонов. Приемо-отправочные пути предназначены для приема и отправления поездов, сортировочные — для сортировки, накопления вагонов и формирования поездов по назначениям в соответствии с планом формирования. Вытяжные пути служат для маневровой работы по перестановке групп вагонов и целых составов. Погрузочно-выгрузочные пути предназначены для стоянки вагонов в процессе погрузки или выгрузки, а выставочные — для отстоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки или уборки для включения в составы. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками.
Каждый путь на станциях, а на перегонах каждый главный путь, должен иметь номер. Если путь оборудован рельсовой цепью, к его номеру добавляется буква «П». Электрифицированные пути станции имеют дополнительно специальное обозначение в виде «молнии». Запрещается устанавливать одинаковые номера путям в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не допускается устанавливать одинаковые номера путей в пределах одного парка.
Главные пути на перегонах и станциях нумеруются римскими цифрами (IП, IIП, IIIП, IVП): по нечетному направлению — нечетными, по четному направлению — четными. При подходе к станции с одной стороны двухпутной линии, а с другой — двух однопутных линий главные пути в пределах станции нумеруются по двухпутному подходу. Если двухпутную линию пересекает или к ней примыкает одна или две однопутные линии, то главным путям однопутных линий присваивают соответственно номера IIIП и IVП. В случае примыкания или пересечения на станции двух двухпутных линий номера IП и IIП получают главные пути основного направления. При разветвлении главного пути (в связи с путепроводной развязкой или в обход депо, вытяжки и пр.) соответствующие ответвления главного пути нумеруются римскими цифрами в зависимости от направления движения поездов: по нечетному направлению — нечетными, по четному — четными.
Приемо-отправочные пути нумеруются арабскими цифрами, начиная со следующего номера за номером главного пути, при этом пути, расположенные по отклонению вправо при приеме четных поездов, нумеруются четными цифрами (2П на рис. 1 и 4П, 6П на рис. 2), а пути, расположенные по отклонению вправо при приеме нечетных поездов, — нечетными цифрами (3П, 5П на рис. 1 и 3П на рис. 2). На промежуточных станциях, а также на станциях, имеющих малое число приемо-отправочных путей при использовании их для приема как четных, так и нечетных поездов, эти пути нумеруются порядковыми номерами вслед за номерами главных путей от пассажирского здания (поста ЭЦ) в полевую сторону (3П, 4П, 5П, 6П, 7П и т.д.).
Пути отдельных парков, выделенные для приема и отправления поездов, нумеруются порядковыми (четными или нечетными в зависимости от приема на них четных или нечетных поездов) арабскими цифрами. При этом каждый приемо-отправочный парк должен иметь буквенное обозначение.
Пути сортировочных парков нумеруются двумя арабскими цифрами, первая из которых — номер пучка, а вторая — номер пути в пучке.
На сортировочных и грузовых станциях, не имеющих пассажирского здания, нумерация путей в поперечном направлении производится слева направо (считая по ходу километров) или начиная от главных путей.
Остальные станционные пути, не входящие в состав парков, нумеруются также арабскими цифрами последовательно, начиная со следующего номера за последним номером парковых путей.
Оставшимися свободными арабскими цифрами без буквы «П» (поскольку не оборудуются рельсовыми цепями) нумеруются пути станции, не включенные в зону централизации. Например, погрузочно-выгрузочные и выставочные пути зоны грузового двора (пути 6 и 7 на рис. 1, пути 7 и 8 на рис. 2).
Затем нумеруют тупиковые пути, добавляя к номеру букву «Т» (например, 9Т, 10Т, 11Т на рис. 1).