Тема 1.1. Станционные системы автоматики
Осигнализование и маршрутизация железнодорожной станции
Содержание:
- Простейшая ключевая зависимость
- Маршрутно-контрольные устройства
- Централизация светофоров при ключевой зависимости
- Электрическая централизация стрелок и сигналов
- Маршрутизация железнодорожных станций
- Контрольные вопросы для самопроверки
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Простейшая ключевая зависимость
На железнодорожных станциях с ручным управлением стрелками для обеспечения безопасности движения поездов вводятся устройства для взаимного замыкания стрелок и сигналов.
Основной зависимостью между стрелками и сигналами на железнодорожных станциях с ручным управлением стрелками является ключевая зависимость. Устройства ключевой зависимости обеспечивают взаимное замыкание стрелок и сигналов контрольными замками системы Мелентьева, которые не допускают извлечения ключа при незапертой стрелке и запирают стрелку в положении, указанном на вынутом из замка ключе, если зазор между прижатым остряком и рельсом не более 4 мм. Ключевая зависимость применяется в нескольких разновидностях, определяемых числом стрелок на железнодорожной станции и устройствами блокировки на перегоне.
Контрольный стрелочный замок (рис. 1) состоит из основания 7, замыкающего ригеля 2 с квадратным штифтом 4, четырех цугальт 5 с пружинами и двумя вырезами, передвигающимися в направляющих пазах стоек 7 и 3, круглого штифта 6, ключа 10 и коробки 8 с откидной крышкой 9. Цугальты имеют вырезы различной формы. Перестановкой цугальт в замке можно получить 24 серии замков. При повороте ключа против часовой стрелки на 145° четыре уступа бородки ключа приподнимают все четыре цугальты и освобождают квадратный штифт замыкающего ригеля. Пятый уступ бородки при дальнейшем повороте ключа выдвигает ригель замка.
Запирание ключей от стрелочных замков и осуществление взаимозависимостей между стрелками и светофорами выполняются с помощью простейшей ключевой зависимости, маршрутно-контрольных устройств (МКУ) и стрелочных централизаторов.
Рис. 1. Контрольный стрелочный замок системы Мелентьева
Для устройства простейшей ключевой зависимости между стрелкой и светофором (рис. 2) стрелку оборудуют двумя контрольными замками («+» и «—»), и она нормально не заперта, так как ключи находятся в замках. Светофор нормально замкнут и горит красным огнем. Переключатель светофора связан с сигнальной рукояткой аппарата, которая в нормальном состоянии замкнута. Аппарат также оборудован двумя контрольными замками, но так как ключи от замков вынуты, то сигнальная рукоятка механически заперта.
Рис. 2. Простейшая ключевая зависимость
Для приема поезда на главный путь 1П стрелку 1 запирают в плюсовом положении изъятием плюсового ключа из замка. Плюсовый ключ вставляется в аппарат, поворачивается и отмыкается сигнальная рукоятка для поворота ее в положение 1П. При повороте сигнальной рукоятки в положение 1П планка П переключателя опускается вниз, выключается красный огонь на светофоре и включается один желтый огонь.
При приеме поезда на боковой путь ЗП стрелку переводят в минусовое положение и запирают изъятием из замка минусового ключа. Минусовым ключом отпирается сигнальная рукоятка для ее поворота в положение ЗП. Теперь планка Я переключателя поднимается вверх, выключается красный огонь и на светофоре включаются два желтых огня. Простейшая ключевая зависимость позволяет осуществить зависимость светофора не более чем с четырьмя стрелками.
Основным недостатком простейшей ключевой зависимости является отсутствие контроля со стороны ДСП станции за действиями стрелочника по приготовлению маршрута. Поэтому на малых железнодорожных станциях с ручным управлением стрелками применяются маршрутно-контрольные устройства, обеспечивающие повышение безопасности движения поездов.
Маршрутно-контрольные устройства
Маршрутно-контрольные устройства (МКУ) применяются на малых железнодорожных станциях с ручным управлением стрелками и осуществляют: запирание и контроль правильности положения стрелок в маршруте; взаимное замыкание стрелок и светофоров, обеспечивая открытие светофора только при соответствии маршрута, приготовленного стрелочником, маршруту, заданному ДСП; контроль ДСП за правильностью приготовления маршрута стрелочником; взаимное замыкание враждебных маршрутов.
При МКУ на железнодорожной станции оборудуют контрольными замками системы Мелентьева все стрелки, входящие в маршруты приема и отправления (рис. 3). На стрелочных постах устанавливают исполнительные аппараты ИА для запирания стрелок в маршрутах и осуществления зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами.
Рис. 3. Оборудование железнодорожной станции устройствами МКУ
У ДСП устанавливается распорядительный аппарат РА для управления исполнительными постами ИП1, ИП2 и контроля за правильностью установки маршрутов стрелочниками. Связь между распорядительным и исполнительными аппаратами осуществляется при помощи блокировки с применением блок-механизмов МС и ЧМ (НМ). Блок-механизм имеет клавишу Кл и снабжен ручным индуктором РИ, вращением рукоятки которого вырабатывается электрический ток для работы связанных с ним других блок- механизмов при подаче блокировочных сигналов с аппарата РА на исполнительный аппарат ИА или наоборот.
Блок-механизмы распорядительного аппарата ЧМ и НМ нормально, когда действия по приготовлению маршрута не производятся, не заперты, т.е. отблокированы и маршрутные рукоятки свободны от замыкания; в блок-очке БО виден белый цвет. Блок-механизм МС исполнительного аппарата нормально заперт, т.е. заблокирован, сигнальная рукоятка заперта в аппарате, ключи от стрелочных замков и маршрутные рукоятки свободны от замыкания; в блок-очке БО также виден белый цвет. Внутри аппаратов размещается ящик зависимости, с помощью которого выполняются механические взаимные замыкания стрелок, светофоров и враждебных маршрутов.
Для железнодорожной станции, показанной на рис. 5.3, в аппарате исполнительного поста находятся: контрольные стрелочные замки для запирания ключей от стрелок в установленных маршрутах; маршрутные рукоятки МР на два враждебных маршрута каждая; сигнальная рукоятка СР с положениями 1Ж и 2Ж — открытия входного светофора соответственно на один и два желтых огня; рукоятка направления с положениями Пр — приема, От — отправления; маршрутно-стрелочный блок-механизм МС, с помощью которого осуществляется блокировка (зависимость) с распорядительным постом.
В аппарате распорядительного поста имеются только маршрутные рукоятки для задания и контроля установки маршрутов приема и отправления по каждому железнодорожному пути железнодорожной станции, два маршрутных блок-механизма ЧМ и НМ для организации блокировки с исполнительными постами ИП1 и ИП2 железнодорожной станции. Нормально, когда действия по установке маршрутов не производятся, маршрутные и сигнальные рукоятки аппаратов МКУ находятся в среднем положении.
На рис. 4 приведена таблица последовательности действий по приему и отправлению поезда по железнодорожному пути 2П в четном направлении. ДСП по телефону дает распоряжение стрелочнику поста ИП1 приготовить маршрут приема на железнодорожный путь 2П и проверить свободность этого пути. Затем он поворачивает маршрутную рукоятку пути 2П в положение Пр. Дежурный поста ИП1, получив распоряжение ДСП, проверяет свободность железнодорожного пути 2П, устанавливает стрелки 2 и 4 в «плюсовое» положение, извлекает из стрелочных замков ключи, чем запирает стрелки в плюсовом положении. Ключи от замков дежурный стрелочного поста приносит на пост, вставляет и поворачивает их в контрольных стрелочных замках, затем поворачивает рукоятку направления в положение Пр и маршрутную рукоятку в положение железнодорожного пути 2П. После поворота маршрутной рукоятки ключи в контрольных замках и стрелки запираются в маршруте. Затем дежурный стрелочного поста вызывает по телефону ДСП и докладывает ему о готовности маршрута приема.
Рис. 5.4. Таблица последовательности действий ДСП и стрелочника при установке маршрутов
Для пропуска поезда по железнодорожному пути 2П ДСП станции одновременно с перечисленными действиями по установке маршрута приема дает по телефону на пост ИП2 распоряжение подготовить маршрут отправления с железнодорожного пути 2П. После этого он поворачивает маршрутную рукоятку пути 2П в положение От; дежурный стрелочного поста ИП2 устанавливает стрелку по маршруту, поворачивает рукоятку направления в положение От и маршрутную рукоятку в положение 2П. Затем дежурный стрелочного поста по телефону докладывает ДСП о готовности маршрута отправления.
После этого ДСП подает блокировочный сигнал приема на пост ИП1. Для этого он нажимает блок-клавишу блока ЧМ и, вращая рукоятку индуктора, приводит в действие соединенные электрически блок-механизмы собственного аппарата и аппарата поста ИП1. На распорядительном посту блок-механизм заблокируется, в блок- очке появляется красный цвет и запирается маршрутная рукоятка 2П в переведенном положении. На посту ИП1 блок-механизм отблокировывается, в блок-очке появляется красный цвет, отпирается сигнальная рукоятка и запирается маршрутная в переведенном положении, чем производится замыкание установленного маршрута и подается разрешение на открытие светофора Ч. Появление красного цвета в блок-очке ЧМ показывает ДСП, что маршрут приема на посту ИП1 установлен правильно. Дежурный стрелочного поста, получив разрешение на открытие светофора, переводит сигнальную рукоятку в положение 1 Ж, и на входном светофоре Ч включается один желтый огонь.
Для контроля правильности приготовления маршрута отправления с пути 2П ДСП нажимает блок-клавишу ЧМ и, вращая ручку индуктора, посылает блокировочный сигнал на пост ИП2. После заблокирования блока на распорядительном посту РП и отблокирования на исполнительном посту ИП2 в блок-очках появляется красный цвет, что показывает на правильность установки маршрута отправления с железнодорожного пути 2П.
По прибытии поезда и после прохода его за светофор дежурный стрелочного поста, убедившись в том, что поезд прибыл в полном составе, возвращает сигнальную рукоятку в нормальное положение и закрывает светофор, затем по телефону запрашивает ДСП о согласии на разделку маршрута. Получив устное согласие от ДСП, дежурный стрелочного поста нажимает блок-клавишу ЧМС и посылает на распорядительный пост блокировочный сигнал. При этом блок-механизм ЧМС заблокировывается, ЧМ отблокировывается, в блок-очках появляется белый цвет. Это указывает, что маршрут приема разомкнулся, ДСП и дежурный стрелочного поста возвращают маршрутные рукоятки в нормальное положение. Порядок размыкания маршрута приема аналогичен размыканию маршрута отправления.
В случае неисправности устройств МКУ маршрут обычным образом не размыкается. ДСП должен запросить у поездного диспетчера разрешение на искусственное размыкание. Получив разрешение, ДСП делает запись в Журнале осмотра, после чего, сорвав пломбу, выворачивает окошечко и вручную деблокирует блок-механизм. Дежурный стрелочного поста выполняет все действия согласно распоряжению ДСП.
Маршрутно-контрольные устройства позволяют ДСП проконтролировать правильность приготовления маршрутов, но не исключают возможности ошибочной установки маршрута на занятый железнодорожный путь. Для повышения безопасности движения на железнодорожных станциях с МКУ применяются устройства контроля занятости и свободности железнодорожных путей приема и стрелочных горловин с использованием рельсовых цепей. Эти устройства исключают открытие светофоров при занятой стрелочной секции, прием поездов на занятые железнодорожные станционные пути, осуществляют автоматическое закрытие сигналов при вступлении поезда за сигнал, обеспечивают постоянную информацию о занятости приемо-отправочных путей и стрелочных горловин. Для этого железнодорожные станции оборудуют рельсовыми цепями переменного тока с непрерывным питанием с подключением путевых реле ко всем ответвлениям, примыкающим к приемо-отправочным путям.