МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Тема 1.3. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ
1.3.1. Организация технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Виды и методы технического обслуживания и ремонта устройств систем СЦБ и ЖАТ
Содержание:
Страницы: 1 | 2
Виды технического обслуживания
Для устройств СЦБ применяют следующие виды технического обслуживания:
- планово-предупредительное с периодическим или непрерывным контролем;
- по техническому состоянию.
Планово-предупредительное техническое обслуживание не учитывает фактическое состояние устройства в момент начала его проведения, а контроль технического состояния устройства осуществляется с периодичностью установленной Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) или непрерывно, при оснащении устройства средствами ТДМ.
Техническое обслуживание устройств СЦБ по техническому состоянию не планируется, а назначается по результатам контроля их технического состояния, в том числе и средствами ТДМ.
Техническое обслуживание устройств и систем СЦБ выполняется с использованием следующих методов:
- индивидуальный (околотковый);
- групповой (бригадный);
- комбинированный (бригадно-околотковый).
Индивидуальный (околотковый) метод технического обслуживания предусматривает деление объекта (железнодорожная станция (далее - станция) или перегон) на небольшие участки (околотки), на которых весь комплекс работ выполняют электромеханик с электромонтером.
Групповой (бригадный) метод предусматривает организационную форму объединения трех и более человек, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию устройств и систем на объекте (станция или перегон).
Комбинированный (бригадно-околотковый) метод предусматривает выполнение бригадой операций, требующих наибольшей квалификации, а также специальных приборов и приспособлений, при этом часть работ на объекте выполняется индивидуально.
Вид и метод технического обслуживания, порядок и время восстановления нормальной работы устройств и систем СЦБ определяются на основании класса и специализации железнодорожных линий, допустимого состояния устройств и систем СЦБ, технической оснащенности дистанции СЦБ, размещения цехов, местных условий. Время устранения отказа (предотказа) регламентируется Положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.
Допустимыми являются следующее возможные состояния устройств и систем СЦБ:
- на железнодорожных линиях 1, 2 класса и отдельных участках 3 класса - работоспособное;
- на железнодорожных линиях 3 класса и отдельных участках 4 класса - частично работоспособное;
- на железнодорожных линиях 5 класса и отдельных участках 4 класса - неработоспособное защитное.
Расчет времени, необходимого для устранения нарушения нормальной работы устройств, должен производиться с учетом следующих требований:
- на железнодорожных линиях 1, 2 класса и отдельных участках железнодорожных линий 3 класса к работам по устранению отказов и предотказов приступают непосредственно после их обнаружения;
- на железнодорожных линиях 3 класса и отдельных участках железнодорожных линий 4 класса к работам по устранению отказов приступают непосредственно после их обнаружения. Работы по устранению предотказных состояний выполняются в плановом порядке исходя из местных условий.
- на железнодорожных линиях 5 класса и отдельных участках железнодорожных линий 4 класса работы по устранению отказов и предотказов выполняется в плановом порядке исходя из местных условий.
Основным видом технического обслуживания является планово-предупредительное. Переход на техническое обслуживание устройств и систем СЦБ по их техническому состоянию осуществляется по указанию Управления автоматики и телемеханики ЦДИ.
Основным методом технического обслуживания является групповой (бригадный). На станциях со сменным дежурством возможно применение индивидуального (околоткового) или комбинированного (бригадно-околоткового) метода технического обслуживания.
Бригады могут быть комплексными и специализированными.
Комплексные бригады обеспечивают выполнение всего комплекса работ по техническому обслуживанию устройств и систем СЦБ объекта (станция, перегон, переезд и т.п.).
Для выполнения однородных технологических процессов создаются специализированные бригады, например:
- бригада для проверки, технического обслуживания и ремонта устройств электропитания и приборов защиты;
- бригада для измерения и ремонта кабельных и воздушных линий СЦБ;
- бригада для технического обслуживания автоматизированных систем управления и контроля и др.
Руководители бригад несут ответственность перед руководством дистанции СЦБ за технически исправное и работоспособное состояние всех устройств обслуживаемых этими бригадами.
В дистанциях инфраструктуры, для совместного выполнения работ по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры создаются комплексные бригады, состоящие из специалистов хозяйства пути, электроснабжения, автоматики и телемеханики.
При организации работ по техническому обслуживанию и ремонту на железнодорожных линиях 1 и 2 класса, а также на отдельных участках линий 3 класса должна быть предусмотрена необходимая концентрация сил и средств для выполнения работ по графику технологического процесса в технологическое "окно" (регламентированное время).
Как правило, техническое обслуживание и ремонт устройств (систем) СЦБ выполняется силами линейного штата и проводится на месте эксплуатации.
Техническое обслуживание и ремонт вне места эксплуатации производится с выводом съемных элементов устройств СЦБ (реле, блоки, платы, датчики, электроприводы) из эксплуатации и выполняется в ремонтно-технологическом подразделении или на производственной базе как в плановом порядке, при выполнении периодических работ, так и в неплановом порядке, при обнаружении отклонений от заданных технических параметров.
Перечень работ по техническому обслуживанию, ремонту устройств и систем СЦБ, сопровождению программных средств, утилизации, выполняемых подрядными организациями, устанавливается нормативными документами ОАО "РЖД".
Дистанции СЦБ и другие организации, осуществляющие работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем СЦБ, должны иметь:
- необходимый штат инженерно-технических работников (для дистанций СЦБ в соответствии с действующими нормативами численности работников дистанций СЦБ ОАО "РЖД" и с учетом классификации железнодорожных линий);
- производственные базы, включающие производственные и бытовые помещения, ремонтные площадки, гаражи (при наличии автотранспорта);
- средства измерений, испытаний, контроля и технического диагностирования;
- средства механизации и автоматизации производственных процессов (в том числе, инструменты, приспособления и инвентарь);
- специализированный и технологический автотранспорт.
Для технического обслуживания (ремонта) устройств СЦБ, хранения инструмента, измерительных приборов, технической документации на постах ЭЦ, ДЦ предусматриваются производственные и бытовые помещения для работников дистанции СЦБ. Помещения на постах ЭЦ, ДЦ, других служебно-технических зданиях СЦБ должны использоваться в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Примерный перечень средств механизации, автоматизации производственных процессов и специализированных транспортных средств, средств измерений, испытаний и контроля, инструмента, оборудования, а также автоматизированных систем, необходимых для технической эксплуатации устройств СЦБ, приведен в:
- Регламент технической и технологической оснащенности дистанций сигнализации, централизации и блокировки - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2015 г. N 1778р.;
- Положение об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.
Для оперативного устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ доставка работников дистанции СЦБ к месту нарушения работы устройств СЦБ и обратно осуществляется в соответствии с Положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.
В целях повышения оперативности устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ:
- начальник дистанции СЦБ имеет право устанавливать дежурство на дому или на рабочем месте руководителей и специалистов дистанции СЦБ с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;
- начальник дистанции СЦБ, его заместители, главный инженер, диспетчер дистанции СЦБ, начальники участков, старшие электромеханики обеспечиваются средствами мобильной связи. Порядок обеспечения средствами мобильной связи электромехаников и электромонтеров СЦБ устанавливает начальник дистанции СЦБ.
За надлежащее состояние и исправность средств измерения, правильность их применения, своевременную поверку и ремонт, а также списание ответственность несут руководители дистанции СЦБ. Метрологическое обеспечение технического обслуживания устройств и систем СЦБ должно осуществляться в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" в области метрологии и включает:
- поверку средств измерений, на которые распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений;
- калибровку средств измерений, на которые не распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений;
- контроль состояния и использования средств измерений, соблюдения метрологических стандартов, норм и правил.
Средства измерения испытательного оборудования, применяемые в процессе технического обслуживания устройств и систем СЦБ, подлежат аттестации.
Системы и устройства СЦБ с истекающим назначенным сроком службы подлежат обследованию с целью оценки их технического состояния и установления нового назначенного срока службы в соответствии с требованиями СТО РЖД 1.19.006-2008 "Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок продления назначенного срока службы" утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2008 г. N 2664р.
Планируемые работы по определению возможности продления назначенного срока службы (ресурса) включаются в годовой график работ дистанции СЦБ.
Страницы: 1 | 2