МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Тема 1.3. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ
1.3.2. Порядок технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Технология обслуживания светофоров, маршрутных и световых указателей
Содержание:
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Классификация светофоров
Светофор — это основное сигнальное устройство, которое служит для передачи сигналов (приказов), требующих беспрекословного выполнения работниками железнодорожного транспорта. По конструкции светофоры подразделяются на мачтовые, карликовые, на консолях и мостиках. По назначению светофоры делятся на входные, выходные, маршрутные, маневровые, повторительные, прикрытия, проходные, предупредительные, локомотивные, горочные, заградительные.
В сигнализации светофоров используются следующие цвета — красный, желтый, зеленый, синий, лунно-белый. По режиму горения ламп применяют светофоры непрерывного горения, мигающие.
Мачтовые входные светофоры являются границей станции и устанавливаются с правой стороны по направлению движения поезда в соответствии с требованиями безопасности движения поездов, служат для приема поезда на путь станции. На электрифицированных участках входные светофоры устанавливаются перед воздушным промежутком контактной сети не ближе 5 м от опоры, на которой анкеруется контактная сеть станции, на расстоянии 300 м от остряка противошерстной стрелки или предельного столбика пошерстной стрелки.
Нормальное показание входного светофора запрещающее. Количество показаний входного светофора — 5, при крестовине входных стрелок 1/18 на нем устанавливается зеленая полоса. Сигнализация входного светофора зависит от установки маршрута на путь станции. Обозначаются светофоры буквами Н (Ч). При наличии нескольких входных одного направления в обозначение добавляется римская цифра — для нечетных поездов I, четных И. Например: 1Н, НЧ.
Пятизначный мачтовый входной светофор НД (ЧД) по неправильному пути устанавливается на одной ординате с входным светофором по правильному пути с правой стороны по ходу движения, при междупутье менее 6,5 м светофор устанавливается слева по направлению движения. Конструкция устаревших светофоров может быть карликовой. Сигнализация светофора: 2 желтых и красный, остальные показания на мачтовых светофорах не используются.
Выходные светофоры устанавливаются с путей отправления поезда на перегон. С главных путей, путей безостановочного пропуска со скоростью более 50 км/ч и боковых путей, примыкающих к главным путям, устанавливаются мачтовые выходные светофоры с лестницами, с остальных путей устанавливаются карликовые светофоры. Если на станции предусмотрены вариантные маршруты отправления, то применяются пятизначные выходные светофоры, количество огней на выходном светофоре и его показания зависят от вида устройств, используемых на перегоне.
Мачтовые выходные светофоры устанавливаются в соответствии с габаритом приближения строения. Расстояние до места установки светофора зависит от ширины междупутья, радиуса кривой, марки крестовины и конструкции. Например: при ширине междупутья 5,3 м и марке крестовины 1/11, радиусе кривой 400 м, расстояние до предельного столбика составит 57 м, одиночного карликового светофора 63 м, мачтового светофора без лестницы 78 м. Светофор, устанавливаемый перед остряком прогивошерстной стрелки, будет устанавливаться в одной ординате с изолирующим стыком на расстоянии 2,6 м от остряка. Обозначение выходного светофора зависит от направления движения и включает буквенные и цифровые символы. Буква обозначает направление движения Н (Ч), цифра — номер пути. Например, Н4, 48.
Маневровые светофоры предназначены для производства маневровой работы на станции, они обеспечивают перестановку вагонов с одного пути на другой с минимальными пробегами в угловых заездах, ограничивают опасные пробеги и перепробеги, позволяют производить параллельные передвижения. Маневровые светофоры можно разделить на 4 вида:
- для ограждения тупиков и подъездных путей;
- ограждения бесстрелочных участков;
- ограждения специализированного пути в противоположном направлении;
- ограждения маршрутов по маневровым светофорам.
Маневровые светофоры обозначаются буквой М и цифрой. В нечетной горловине станции при обозначении маневровых светофоров используются нечетные цифры, в четной — четные. Начинается обозначение от входного светофора порядковыми нечетными (четными) номерами по возрастающей к оси станции. Из тупиков и вытяжек устанавливаются мачтовые светофоры с красным и лунно-белым показаниями, со станционных путей — карликовые с красным и лунно-белым огнями, в горловине станции устанавливаются карликовые светофоры с синим и лунно-белым огнями.
Проходные светофоры устанавливаются на перегоне и обозначаются цифрами в нечетном направлении — нечетными порядковыми номерами, в четном направлении — четными. Обозначение начинается от станции приема.
Предупредительные светофоры к входному светофору имеют дополнительную мигающую сигнализацию желтым или зеленым огнем. Цвет мигающего огня зависит от марки крестовины. При обычной марке крестовины 1/11 и установленном маршруте приема по отклонению светофор будет мигать желтым огнем. При пологой марке крестовины 1/18 — светофор будет мигать зеленым огнем.
Повторительный светофор устанавливается в голове платформы и имеет одно разрешающее показание — зеленый. При плохой видимости выходного светофора он повторяет разрешающее показание выходного светофора. Такой светофор обозначается буквой П и литерой впереди стоящего светофора.
Заградительные светофоры устанавливаются на расстоянии 50— 800 м от охраняемого переезда, нормально не горят, включаются дежурным по переезду при нештатной ситуации на переезде.
Локомотивный светофор устанавливается в кабине машиниста, повторяет показания напольного светофора, к которому приближается поезд.
Маршрутные светофоры разрешают движение из одного района станции в другой, имеют количество сигнальных огней и их расположение такое же, как у входного светофора, обозначаются НМ или ЧМ.
Горочный светофор располагается в районе горки, показания светофора указывают на скорость роспуска состава, обозначается буквой Г.
Маршрутные и световые указатели
Маршрутный указатель — дополнительный сигнальный прибор для расширения сигнального значения основного сигнала (светофора).
Применяются конструктивно трёх типов:
- буквенно-цифровые с показаниями белого цвета;
- направления с показаниями белого цвета;
- цифровые с показаниями зелёного цвета.
Маршрутный указатель изготавливается в металлическом корпусе. Внутри смонтирована плата для крепления 21 или 35/42 светодиодных модулей для создания из их комбинаций определённых сигнальных значений.
Раньше использовались маршрутные указатели с лампами накаливания, установленными в чугунном корпусе, нижняя сторона которого была заужена вглубь. Для отвода тепла от ламп в корпусе предусматривались продухи.
Одиночно установленные маршрутные указатели обозначаются буквой «И» и номером, хотя иногда встречается буква «У» и номер. На входных, выходных, маршрутных и маневровых светофорах наличие маршрутного указателя в обозначении светофора никак не отражается.
Карликовые маршрутные указатели встречаются крайне редко (например, на станции Новосибирск-Главный).
Буквенно-цифровые указатели с показаниями белого цвета
Применяются для обозначения маршрута следования поезда по станции. Цифровые показания информируют о номере пути приёма (от 1 до 19; если больше 19, то ставятся два указателя на одном уровне), буквенные показания информируют о движении в сторону определённой станции или парка. На каждой станции значение буквенных указателей различно и зависит от местных условий.
При некоторых сигнальных значениях светофора маршрутный указатель может не использоваться, если данное сигнальное значение не требует дополнительной расшифровки. Чаще это относится к сигнализации для главного пути.
Также цифровой маршрутный указатель устанавливается на мачте горочного светофора, тогда его показание обозначает количество вагонов в очередном отцепе.
Маршрутный указатель с буквой «Н» белого цвета применяется на сортировочных горках и устанавливается на мачте горочного светофора. Горящая буква «Н» в совокупности с красным огнём горочного светофора информирует машиниста горочного локомотива о необходимости осадить вагоны с горки обратно на пути приёмочного парка или на вытяжной путь.
Маршрутный указатель с буквой «Э» белого цвета применяется на станциях стыкования, где производится смена локомотивов разных систем тока, и в контактную сеть подаётся то или иное напряжение. При этом горящая буква «Э» гарантирует готовность маршрута с подачей напряжения в контактную сеть того рода тока, который был подан в неё на предмаршрутном участке. Проезд светофора в открытом положении, но с негорящим маршрутным указателем «Э» электроподвижному составу запрещается.
При совмещённых путях (с разной шириной колеи) маршрутный указатель даёт информацию о том, для какой колеи в настоящий момент светофором подаётся сигнал: «Ш» — маршрут готов для широкой колеи, «У» — маршрут готов для узкой колеи.
Указатели направления с показаниями белого цвета
Информируют о направлении движения по горловине станции:
| |
Движение без отклонения по стрелочному переводу |
\ |
Движение с отклонением влево по стрелочному переводу |
/ |
Движение с отклонением вправо по стрелочному переводу |
— |
Движение в тупик или на развязку с пересечением главного пути (используется не везде) |
При помощи маршрутных указателей направления также указывается, по какому — основному или вариантному — маршруту движется поезд.
Вариантными называются маршруты, имеющие одинаковые точки начала и конца, совпадающие по типу (поездной/маневровый) и направлению (чётное/нечётное), но имеющие различное положение стрелок. Применяются для удобства и более эффективного использования технических средств, в частности — горловин.
Движение по основному маршруту и по вариантному, при котором подвижная единица отклоняется с прямого пути и потом возвращается обратно на него (до следующего сигнала) обозначается соответственно сигнализацией для главного и бокового путей. В других случаях сигнального значения светофора недостаточно, чтобы информировать машиниста о конфигурации маршрута (по ближней или дальней стрелке поворачивать).
Иногда при движении по основному и вариантному маршрутам машинисту требуется выполнять разные условия. Машинист, конечно, получает информацию от дежурного о порядке движения по станции, но в системах автоматики такое информирование тоже предусматривается.
Цифровые указатели с показаниями зелёного цвета
Используются на групповых выходных, маршрутных или маневровых светофорах для указания пути, с которого готов маршрут движения. При неисправности маршрутного указателя такой светофор проследуется особым порядком.
Эти указатели также могут использоваться для указания номера пути, с которого разрешается движение маневрового состава, при наличии на светофоре горящего лунно-белого огня.
Двойные указатели
В некоторых случаях на одном и том же светофоре применяются два маршрутных указателя, например, «Э» и номер пути или для номера пути, большего 19. При этом маршрутные указатели могут устанавливаться вместе горизонтально или вертикально.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
|