МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
(Перейти в содержание модуля)
1.3.2. Порядок технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Практическое занятие № 9 Проверка правильности чередования полярности или фаз напряжения и работы схем защиты смежных рельсовых цепей на станциях и перегонах
Цель работы: научиться проводить проверку зависимости рельсовых цепей на станциях и перегонах.
Измерительные приборы и инструменты: комбинированный прибор Ц-4380 или ампервольтметр ЭК-2346, индикатор проверки чередования полярности ИПЧП, шунт ШУ-01м сопротивлением (0,06+0,003) Ом, шунтирующая перемычка сопротивлением не более 0,01 Ом и сечением 6 мм2 с припаянными щупами, перемычки для замыкания накоротко изолирующих стыков.
Техническая документация:
1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. Сборник карт технологических процессов. Часть 3, 2013 [Электронный ресурс] / ОАО «РЖД». - Режим доступа :
[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1469_1384856469.pdf]
2. ЦШ ОАО «РЖД». Технологическая карта № 3.9.1.
3. Двухниточный план станции.
4. Бланки таблиц проверки чередования полярности.
Теоретические сведения
До начала выполнения работ по проверке правильности чередования полярности напряжений и действия схем защиты рельсовых цепей проверяется состояние изолирующих стыков; при этом следует обратить внимание на отсутствие ржавчины или загрязнения головок рельсов. Недостатки, которые должны устранять работники других служб, записываются в журнал осмотра формы ДУ-46 (Пример записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети). Кроме того, измеряется напряжение на путевых реле и результаты измерений записываются в журнал формы ПГУ-64 или блокнот, а затем используются при заполнений бланка таблицы проверки.
Правильность чередования полярности напряжений и действие схем защиты рельсовых цепей проверяется измерением напряжения ампервольтметром ЭК-2346 или комбинированным прибором Ц-4380 (ЭК-4306), индикатором проверки чередования полярности ИПЧП, а также наложением (замыканием) на изолирующий стык перемычки.
Порядок выполнения
1. Сделать перед началом работы запись в журнале формы ДУ-46 (Пример записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети):
Форма ДУ-46
Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети
Месяц и число
|
Часы и минуты
|
Изложение результатов осмотра, испытаний, а также обнаруженных неисправностей, повреждений или отказов
|
Когда извещен соответствующий работник дистанции
|
Когда соответствующий работник дистанции прибыл для устранения неисправностей, повреждений или отказов
|
Когда обнаруженные неисправности, повреждения или отказы устранены, подписи соответствующих работников об их устранении
|
Месяц и число
|
Часы, минуты
|
Способ извещения (телеграммой, по телефону, записью в Журнале)
|
Месяц и число
|
Часы, минуты
|
Подпись работника дистанции в ознакомлении с записью ДСП
|
Месяц и число
|
Часы, минуты
|
Описание причин неисправности, повреждения или отказа, принятые меры. Подписи работников, производивших устранение и подпись дежурного по станции об устранении записанного повреждения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Вычертить схемы проверки чередования полярности при различных вариантах стыкования рельсовых цепей с помощью обычного комбинированного прибора. Пояснить каждую схему.
3. Произвести проверку правильности чередования полярности:
а) в рельсовых цепях постоянного тока с непрерывным и импульсным питанием;
б) в рельсовых цепях переменного тока:
- при стыковании двухниточных рельсовых цепей, оборудованных дроссель-трансформаторами,
- при стыковании двухниточных рельсовых цепей, не оборудованных дроссель-трансформаторами,
- при стыковании двух- и однониточных рельсовых цепей,
- при стыковании однониточных рельсовых цепей,
- при стыковании двухниточной рельсовой цепи с импульсной или рельсовой цепью числовой кодовой автоблокировки.
4. Произвести проверку правильности работы схем защиты смежных рельсовых цепей, а именно:
а) схемы контроля схода изолирующих стыков;
б) схемы контроля очередности занятия ответвлений.
5. После проведения работы сделать запись в журнале формы ДУ-46 о снятии шунта (Пример записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети).
6. Внести результаты проверки в журнал технических проверок устройств СЦБ формы ШУ-64 и в таблицу проверки правильности чередования полярности напряжений и действия схемы защиты в смежных рельсовых цепях (см. приложение 1):
Форма ШУ-64
Журнал технических проверок устройств СЦБ
Дата проверки
|
Ток, А
|
Подпись
|
нормальный
|
фрикции
|
+
|
-
|
+
|
-
|
02.02.2020
|
Uдвиг=170В
|
Иванов
|
02.02.2020
|
2,0
|
2,2
|
3,1
|
3,3
|
Иванов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Uдвиг=В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание отчета
- Схемы проверки чередования полярности при различных вариантах стыкования рельсовых цепей с помощью обычного комбинированного прибора. Пояснения к схемам.
- Оформленный журнал формы ДУ-46 (Пример записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети) и акт комиссионной проверки (см. приложение 2).
Контрольные вопросы
- Какой метод используют при проверке правильности чередования полярности?
- Какие требования предъявляются при выполнении данной работы?
Приложение 1.
Таблица
проверки правильности чередования полярности напряжений и действия схемы защиты в смежных рельсовых цепях
ст. _________________________________ (перегон) _______________________________ ж.д.
Наименование и типы рельсовых цепей
|
Приборы на смежных рельсовых цепях
|
Наличие ДТ на рельсовой цели (стыке)
|
Напряжение на реле, В
|
Движение сектора (якоря) репе при замыкании
|
Замыкание стыков
|
Напряжение на стыках, В
|
|
Результаты
проверки защиты путевого реле
|
до замыкания стыка
|
во время замыкания стыка
|
левый
|
правый
|
левый
|
правый
|
на разных нитках рельсовой цепи (накрест)
|
на
нитях рельсовой цепи
|
2-4СП/6-8СП
|
2Н/2Н
|
Т—Р
|
Да/Да
|
17/18
|
10/24
|
- / ↓ |
Да
|
—
|
1,4
|
—
|
0,6
|
—
|
Правильно
|
6-8СП/10-12СП (по съезду8/10)
|
2Н/2Н
|
—
|
Нет
|
18/19
|
9/6
|
- / ↓ |
Да
|
Да
|
—
|
1,0
|
—
|
0,5/0,6
|
|
10-12СП/5П
|
2Н/1Н
|
Г—Р
|
Нет
|
—
|
—
|
↓ / ↓ |
Да
|
Да
|
—
|
—
|
—
|
—
|
|
25СП/5П
|
1Н/1Н
|
Р—Р
|
Нет
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
6
|
7
|
4,5
|
—
|
|
НАП/1 участок приближения
|
2Н/ИМП
|
Р—Т
|
Да/Да
|
—
|
—
|
—
|
Да
|
Да
|
|
—
|
—
|
—
|
|
2П/1-ЗСП
|
2Н/2Н
|
Т—Р
|
Да/Да
|
—
|
|
Проверено прибором ИПЧН
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
АКТ
Настоящий акт составлен в том, что комиссией в составе начальника производственного участка СЦБ (старшего электромеханика) ________________________ дистанции сигнализации и связи Иванова П.С., начальника (заместителя начальника) железнодорожной станции Петрова С.А. произведена проверка зависимостей устройств СЦБ на ст. ___________________________ ж-д.
Проверка зависимостей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) произведена в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.
При проверке зависимостей устройств СЦБ установлено:
- Входные и маршрутные светофоры при каждом занятом изолированном участке пути приема на разрешающее показание не открываются.
- Выходные светофоры при первом занятом изолированном участке удаления на разрешающее показание не открываются.
- Выходные светофоры при несоответствующем направлении движения поездов по устройствам автоблокировки на разрешающее показание не открываются.
- На станции, оборудованной маршрутно-контрольными устройствами и полуавтоматической блокировкой, выходные светофоры при отсутствии сигналов прибытия и согласия на разрешающее показание не открываются.
- Выходные светофоры при изъятом ключе-жезле из замка на разрешающее показание не открываются.
- Стрелки электрической централизации, подвижные (поворотные) сердечники крестовин с непрерывной поверхностью катания, в том числе с внешними замыкателями, входящими в заданный маршрут, при свободном стрелочном изолированном участке в другое положение не переводятся.
- Стрелки электрической централизации, подвижные (поворотные) сердечники крестовин, с непрерывной поверхностью катания, в том числе с внешними замыкателями в незаданном маршруте при искусственно занятом стрелочном участке в другое положение не переводятся,
- Спаренные стрелки электрической централизации, а также подвижные поворотные сердечники крестовин с непрерывной поверхностью катания, в том числе с внешними замыкателями, при нахождении в разных положениях контроля положения на пульте (аппарате) управления ДСП не имеют.
- Время выдержки на отмену поездного маршрута при занятом участке приближения к светофору составляет ____ мин. _____ сек. и соответствует проектному.
- Время выдержки на отмену маневрового маршрута составляет ____ мин. ____ сек. и соответствует проектному.
- Время выдержки схемы искусственной разделки изолированных участков составляет _____ мин. _____ сек.
- Вспомогательное управление при неисправности схемы маршрутного набора работает исправно.
- Маршруты не задаются, светофоры соответствующие данному маршруту, на разрешающее показание не открываются, если стрелки (в том числе охранные) не поставлены в требуемое положение, в том числе, когда светофоры враждебных маршрутов не закрыты.
- Время выдержки на отмену маршрута в устройствах с безсекционной схемой разделки маршрута составляет _____ мин. _____ сек. и соответствует проектному.
- Стрелки, замкнутые в маршруте, не переводятся.
- Режим вспомогательного укрепления при неисправности схемы направления на однопутных участках железных дорог работает исправно.
«____» ___________ 20 __ г. ____________________ (подпись)
|