МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Тема 1.3. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ
1.3.2. Порядок технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Лабораторная работа № 5 Измерение электрического сопротивления балласта и шпал в рельсовых цепях
Цель работы: научиться производить измерение электрического сопротивления балласта и шпал в рельсовых цепях.
Измерительные приборы: измеритель сопротивления балласта ИСБ-1. Техническая документация:
1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. Сборник карт технологических процессов. Часть 3, 2013 [Электронный ресурс] / ОАО «РЖД». - Режим доступа:
[http://static.scbist.com/scb/uploaded/1469_1384856469.pdf]
2. ЦШ ОАО «РЖД». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3.13.1. Выполняемая работа: Измерение сопротивления изоляции рельсовой линии (балласта) в рельсовых цепях длиной более 300м.
Теоретические сведения
Электрическое сопротивление балласта и шпал рельсовых цепей следует измерять в теплую погоду и после дождя, т.е. когда грунт имеет минимальное сопротивление. Электрическое сопротивление балласта и шпал рельсовых цепей определяется прибором ИСБ-1 (измеритель сопротивления балласта), который позволяет измерять удельное сопротивление изоляции с достаточной степенью точности без отключения действующих приборов рельсовой цепи. Прибор ИСБ-1 подключается к рельсовой цепи не менее чем за 100—150 м от изолирующих стыков, измерения проводятся на участке протяженностью 200—300 м.
В схему измерительного прибора (рис. 5.1) входят генератор G, получающий питание от сухой батареи и вырабатывающий ток частотой 5000 Гц, резистор RB, включенный последовательно с генератором. Внутреннее сопротивление генератора вместе с сопротивлением резистора значительно выше входного сопротивления рельсовой цепи, поэтому при подключении прибора ИСБ-1 даже при самом низком сопротивлении изоляции ток на выходе генератора остается постоянным. При этом между точками а и б появляется напряжение, пропорциональное напряжению на нагрузке R/2. Через защитный фильтр ZQ и трансформатор Т это напряжение подается на индикатор И. По показаниям индикатора, пользуясь градуировочной таблицей (табл. 5.1), определяется удельное сопротивление изоляции рельсовой цепи.
Фильтр, включенный в схему, защищает измерительный прибор от источника тока рельсовой цепи, а также от гармоник тягового тока, чем исключается неточное показание прибора. На лицевой стороне прибора имеется кнопка SB для включения прибора в режим калибровки или измерения и переключатель SA для переключения эталонных резисторов RI, R10. Перед началом измерения прибор калибруется, для чего переключатель SA устанавливается в одно из положений в зависимости от значения удельного сопротивления балласта (1—10 Ом-км). После чего кнопкой SB генератор подключается к эталонному резистору R1 или R10. Затем, подключая резистор RpJ добиваются того, чтобы стрелка прибора максимально отклонилась по шкале измерения. После калибровки нажатием кнопки SB генератор включается в рельсовую цепь.
Прибор измеряет сопротивление изоляции на участке длиной 250—300 м в пределах полной длины рельсовой цепи. По полученным значениям этих замеров находят участки рельсовой цепи с пониженным сопротивлением изоляции.
После всех замеров определяется среднее значение сопротивления изоляции рельсовой цепи:
(1)
где n – число измерений;
Rи1, Rи2, Rи3, Rиn - показания прибора в точках измерений, Ом-км.
Число измерений определяется по формуле:
(2)
где L – длина рельсовой цепи, м.
Норма удельного сопротивления балласта составляет для двухниточных рельсовых цепей 1 Ом-км, для однониточных 0,5 Ом-км.
Результаты проверки на станции электромеханик записывает в журнал технических проверок устройств СЦБ (форма ШУ-64), а при обнаруженных отступлениях от утвержденных норм электромеханик совместно с дорожным мастером делают запись в журнале осмотра. Результаты проверки на перегоне электромеханик записывает в карточку сигнальной установки (форма ШУ-62), а при наличии отступлений совместно с дорожным мастером оформляют результаты проверки актом и представляют его начальнику дистанции пути и начальнику дистанции сигнализации и связи.
Рис. 5.1. Схема измерения сопротивления балласта рельсовой цепи прибором ИСБ-1
Таблица 5.1 - Определение сопротивления балласта по показаниям прибора
Показания прибора, мкА |
Удельное сопротивление изоляции, Ом-км |
Показания прибора, мкА |
Удельное сопротивление изоляции, Ом-км |
Показания прибора, А |
Удельное сопротивление изоляции, Ом-км |
Показания прибора, мкА |
Удельное сопротивление изоляции, Ом-км |
20 |
|
55 |
0,05 |
95 |
0,19 |
130 |
0,39 |
25 |
- |
60 |
0,07 |
100 |
0,22 |
140 |
0,46 |
30 |
0,01 |
65 |
0,09 |
105 |
0,24 |
150 |
0,53 |
35 |
0,15 |
70 |
0,1 |
ПО |
0,27 |
160 |
0,62 |
40 |
0,02 |
75 |
0,И |
115 |
0,3 |
170 |
0,71 |
45 |
0,03 |
80 |
0,13 |
120 |
0,33 |
180 |
0,8 |
50 |
0,04 |
85 |
0,15 |
125 |
0,36 |
190 |
0,9 |
- |
- |
90 |
0,17 |
- |
- |
200 |
1,0 |
Порядок выполнения
- Ознакомиться с устройством измерителя сопротивления балласта ИСБ-1.
- Произвести измерения сопротивления балласта прибором ИСБ-1 на заданном участке:
- а) включить кнопкой «Вкл» питание;
- б) перевести переключатель в положение «10 Ом-км»;
- в) подключить пружинные контакты к рельсам;
- г) установить поворотом ручки «Калибр» стрелку прибора на максимальное показание 200 мкА;
- д) нажать кнопку «Измер», снять показание индикатора и по градуировочной таблице (табл. 5.1) определить сопротивление балласта. При показании индикатора менее 30 мкА следует перевести переключатель БАв положение «1 Ом-км» и выполнить вышеуказанные действия. По окончании измерения питание выключается нажатием кнопки «Выкл». Затем прибор отключается от рельсов.
- Определить по результатам измерений среднее значение сопротивления по формуле и заполнить таблицу 5.2.:
Таблица 5.2 - Результаты измерений сопротивления балласта
Участок |
Rи1 |
Rи2 |
Rи3 |
Rи4 |
Rи5 |
Rи6 |
Rиср |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
- Записать результаты измерений: на станции — в журнал технических проверок устройств СЦБ формы ШУ-64; на перегоне - а карточку сигнальной установки формы ШУ-62:
Форма ШУ-64
Журнал технических проверок устройств СЦБ
Дата проверки |
Ток, А |
Подпись |
|||
нормальный |
фрикции |
||||
+ |
- |
+ |
- |
||
02.02.2020 |
Uдвиг=170В |
Иванов |
|||
02.02.2020 |
2,0 |
2,2 |
3,1 |
3,3 |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Uдвиг=В |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма ШУ-62
Карточка сигнальной установки (на перегоне)
Дата проверки |
Сопротивление балласта, Ом-км |
Подпись |
|
Rнорма |
|||
для однониточных РЦ |
для двухниточных РЦ |
||
1,0 |
0,5 |
||
Rиср |
|||
для однониточных РЦ |
для двухниточных РЦ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание отчета
- Заполненная таблица 5.2.
- Оформленный журнал технических проверок устройств СЦБ (на станции) формы ШУ-64; карточка сигнальной установки (на перегоне) формы ШУ-62 .
- Вывод о соответствии полученных результатов измерения электрического сопротивления нормативным.
Контрольные вопросы
- На каком расстоянии от изолирующих стыков подключают прибор ИСБ-1?
- На участке какой протяженности проводят измерения прибором ИСБ-1?
- Опишите порядок пользования прибором ИСБ-1.
- В какую погоду следует производить измерение балласта и почему?
- Для чего производят несколько измерений сопротивления балласта в одной рельсовой цепи?