ПМ 01 Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики
МДК 01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики
Тема 1.15. Горочные системы автоматизации технологических процессов
Системы автоматизации технологических процессов. Системы обеспечения технологических процессов. Управление маршрутами движения отцепов.
Управление скоростью надвига, роспуска и скатывания отцепов.
Диагностика состояния технических средств автоматизации систем управления на сортировочных железнодорожных станциях.
Рекомендуемая литература:
- Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки механизированных и автоматизированных сортировочных горок. ЦШ–762-10. Утверждена и введена в действие Распоряжением ОАО «РЖД» от 01 ноября 2010 г. № 2247 р.
- Шелухин В.И. Автоматизация и механизация сортировочных горок (учебник для техникумов). М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
- Сапожников Вл.В. и др. Станционные системы автоматики ( учебник для вузов). М.: Транспорт, 2000.
- Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков Е.А. Станционные устройства автоматики и телемеханики (учебник для техникумов). М.: Транспорт, 1990.
- Модин Н.К. Механизация и автоматизация станционных процессов. М.: Транспорт, 1985.
- Сагайтис В.С., Соколов В.Н. Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок (СПРАВОЧНИК). М.: Транспорт, 1988.
Методические указания по изучению темы 1.15
Системы автоматизации и обеспечения технологических процессов
Управление маршрутами движения отцепов. Зоны действия функциональных подсистем управления технологическими процессами. Структурная схема взаимодействия систем и технических средств горочной автоматики. Увязка систем автоматики с верхним уровнем управления сортировочной железнодорожной станцией.
На структурной схеме в учебнике [2] представлены подсистемы автоматизации и механизации основных технологических операций при расформировании / формировании составов, указаны их взаимосвязи и приведены краткие пояснения ко всем подсистемам.
Контроллер вершины горки
В процессе роспуска контроллер вершины горки (КВГ) контролирует процесс надвига, расцепа и скатывания отцепов на начальном этапе их движения на верхнем участке сортировочной горки. Для этого используются напольные устройства: радиолокационные датчики скорости РИС-В3М, точечные датчики счета осей (УСО) и радиотехнические датчики РТД-С. По окончании роспуска КВГ гасит показания указателей вагонов и перекрывает горочные светофоры [3], [6].
При выявлении нештатных ситуаций, например, связанных с нерасцепом, КВГ передает информацию в УВК ГАЦ и роспуск останавливается. Программа роспуска приостанавливается, показания горочных светофоров меняются. Состав осаживается назад. Восстановление программы роспуска производят средствами АРМа ДСПГ [1].
Управление маршрутами движения отцепов (горочные централизации)
Структура, элементная база и функциональные схемы построения горочных централизаций систем БГАЦ, ГАЦ-КР, ГАЦ-МН, их принципиальные отличия. Режимы работы. Методы обеспечения достоверности данных контроля зоны головной стрелки. Фиксация расцепа и нагона вагонов в отцепе. Функциональное назначение и состав устройства комплексного контроля головной зоны (УКГЗ) [1], [5], [6].
Горочная автоматическая централизация (ГАЦ) предназначена: для автоматического управления стрелками в процессе скатывания отцепов в программном или маршрутном режимах работы; для автоматического возврата стрелки в контролируемое положение до вступления отцепа на стрелочную секцию в случае возникновения в момент перевода препятствия между остряком и рамным рельсом; для создания возможности перехода в процессе роспуска на индивидуальное управление; для запрета перевода стрелки под подвижным составом [2], [3], [4], [5], [6].
Управление компрессорной железнодорожной станцией
Компрессорные станции предназначены для обеспечения работы вагонных замедлителей, обдувки стрелок, пневмопочты для пересылки сортировочных листков [3], пневматического инструмента и приспособлений. Конструкция и принцип действия компрессоров, а также построение воздухопроводной сети рассмотрены как в учебнике [2], так и в справочнике [6].
Обратите внимание на: методы контроля непроизводительного расходования сжатого воздуха и способы ресурсосбережения при его производстве и расходовании; основные принципы автоматизации управления работой компрессоров; построение горочной пневмосети.
Информационный обмен с АСУ сортировочной железнодорожной станции
Основные производственно-технические подсистемы автомати-зации управления сортировочной железнодорожной станцией.
Комплексная система автоматизации управления АСТРА СС предназначена для выполнения основных задач по реализации заданных объемов расформирования/формирования составов на сортировочной железнодорожной станции.
Структурные схемы системы и ее увязка с системами горочной автоматики приведены в учебнике [2]. Из АСУ СС передается раз-личная информация, так например, в систему ГАЦ МН сведения о готовности составов к роспуску и все данные, необходимые ДСПГ для планирования и проведения роспуска составов, а в систему ГАЛС Р-информация о подходящих к железнодорожной станции и прибывающих на нее поездах, о накоплении составов на железнодорожных путях сортировочного парка.
Для передачи технологических документов из одного района железнодорожной станции в другой используется пневматическая почта.
Управление скоростью надвига, роспуска и скатывания отцепов
Назначение горочной локомотивной сигнализации. Структурная и функциональная схемы построения системы ГАЛС Р. Состав постового и локомотивного оборудования, их взаимодействие. Краткая характеристика динамики свободного скатывания отцепов на спускной части горки. Принципы построения подсистем контроля заполнения подгорочных железнодорожных путей. Назначение и состав оборудования микропроцессорной системы управления прицельным торможением УУПТ. Принципы функционирования подсистем ГАЛС Р и УУПТ и их влияние на перерабатывающую способность сортировочных горок [2].
Диагностика состояния технических средств автоматизации систем управления на сортировочных железнодорожных станциях
Структура системы функционального диагностирования технического состояния горочных устройств. Технологические возможности комплекса КДК УВК. Методы диагностирования.
Средства контроля состояния и функционирования технических средств необходимы для сбора и обработки информации о фактических значениях параметров, сопоставления ее с заранее установленными требованиями в нормативной и эксплуатационной документации, а также для определения вида технического состояния: исправное и неисправное; работоспособное и неработоспособное; правильное функционирование и неправильное.
Глубина диагностирования может быть реализована на уровне элементов, блоков и т.д. Задачи диагностирования могут быть решены как аппаратными, так и программными средствами при помощи тестов.
|