ПМ 01 Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики
МДК 01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики
Тема 1.14. Устройства механизации и автоматизации сортировочных горок
Горочные напольные устройства: контроля занятости стрелочных участков, стрелочные электроприводы и схемы управления, вагонные замедлители, измерители скорости, весомеры, горочные светофоры и схемы управления ими
Рекомендуемая литература:
- Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Введена Приказом Минтранса России от 04.06.2012 № 162
- Шелухин В.И. Автоматизация и механизация сортировочных горок (учебник для техникумов). М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
- Сапожников Вл.В. и др. Станционные системы автоматики ( учебник для вузов). М.: Транспорт, 2000.
- Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков Е.А. Станционные устрой-ства автоматики и телемеханики (учебник для техникумов). М.: Транспорт, 1990.
- Модин Н.К. Механизация и автоматизация станционных процессов. М.: Транспорт, 1985.
- Сагайтис В.С., Соколов В.Н. Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок (СПРАВОЧНИК). М.: Транспорт, 1988.
Методические указания по изучению темы 1.14
Устройства контроля занятости зоны роспуска составов
Устройствами контроля занятости зоны роспуска составов являются: рельсовые цепи; датчики педального типа; индуктивно-проводные, фотоэлектрические, радиотехнические датчики и устройства счета осей. Важно уяснить принципы комплексирования датчиков в зоне стрелок.
Изучить устройства контроля заполнения железнодорожных путей сортировочного парка [2], [4], [5], [6].
Для защиты от перевода стрелок под отцепом горочные рельсовые цепи дополняются различными датчиками (датчики прохода колес, ФЭУ, РТД-С, ИПД), которые обеспечивают дополнительную фиксацию вступления отцепа на контрольный участок [2], [4], [5], [6].
На тех участках и железнодорожных путях сортировочной горки, где наряду с роспуском составов осуществляются маршрутизирован-ные передвижения по приему и отправлению поездов, в рельсовых цепях должен обеспечиваться непрерывный контроль целостности рельсов и других элементов, а также контроль короткого замыкания изолирующих стыков между смежными рельсовыми цепями [5].
Стрелочные электроприводы и схемы управления ими
В результате изучения стрелочных электроприводов и схем управления ими уяснить конструктивные особенности горочных электроприводов; устройство и работу бесконтактного автопереключателя. Знать состав управляющей, рабочей, контрольной цепей в схемах управления горочными стрелками. Разобрать алгоритм работы схем при переводе стрелки, «недоходе» остряков и взрезе.
Основное отличие горочных электроприводов заключается в меньшем передаточном числе, достигнутом изменением числа зубьев шестерен в первом каскаде редуктора. Конструкция горочных электроприводов различных типов и их технические характеристики даны в справочнике [6]. Необходимо рассмотреть устройство бесконтактного автопереключателя; взаимодействие элементов привода при переводе остряков из одного крайнего положения в другое, при их «недоходе» и взрезе стрелки.
Для управления горочными стрелочными электроприводами при меняются блоки, описанные в [4], [6].
Релейная схема управления стрелкой с блоком СГ-66 при использовании электропривода типа СПГ-3 рассмотрена в учебнике [4] с подробным описанием состава и алгоритмов функционирования всех элементов при переводе горочной стрелки оператором с использованием стрелочного коммутатора и в режиме работы системы ГАЦ, включая пояснения к автоматическому возврату остряков стрелки в крайнее положение при затянувшемся переводе.
В схеме с блоком СГ-76У для коммутации рабочих цепей приме-нены тиристорные коммутаторы. Блок работает в повторно-кратко-временном режиме для управляющей и рабочей цепей и в продолжительном для контрольной цепи [3], [4], [6].
Вагонные замедлители и их управление
Для реализации концепции интервально-прицельного регулирования скорости отцепов сортировочные горки оборудуются тормозными позициями, в которых для снижения скорости скатывания устанавливают специальные вагонные замедлители. В зависимости от места установки они выполняют интервальное и прицельное торможение отцепов [3], [6].
Конструктивные особенности вагонных замедлителей нажимно-го и весового типов представлены в [3], [4], [5] и приведены отдельные примеры схем управления замедлителями.
Анализ опыта эксплуатации замедлителей позволил систематизировать недостатки этих устройств и учесть при разработке и изготовлении новых парковых и универсальных вагонных замедлителей с пневмокамерами. Новые замедлители РЗ-5пк и ЗВУ-5пк являются малообслуживаемыми тормозными устройствами, требующими лишь контроля и периодической регулировки раствора тормозных шин, а также их замены при полном износе.
Измеритель скорости и весомер
Информация о скорости движения вагонов используется операторами сортировочных горок, осуществляющими торможение отцепов вручную, и в системах АРС для автоматического торможения. На тормозных позициях (ТП), в зависимости от алгоритмов управления торможением отцепов, могут устанавливаться один либо два горочных скоростемера. Напольные радиотехнические датчики РИС преобразуют фактическую скорость движения отцепа в электрический сигнал [2], [6]. Для обеспечения точности измерения скорости выбираются координаты установки РИС. Следует знать влияние элек-тромагнитного облучения на эксплуатационный персонал [2].
Методы и принципы измерения веса отцепов; факторы, влияющие на погрешность измерения веса. Роль весомера в системах регулирования скорости отцепов [2], [6].
Для функционирования систем АРС необходима информация о весовой категории каждой оси вагона и числе осей в отцепе. Типы весомеров, их конструкция и принцип действия даны в справочнике [6] и в учебнике [2].
Горочные светофоры и схемы управления ими
Обратите внимание на размещение напольного оборудования на однониточном и двухниточном планах распределительной зоны горки [4]. Элементы горочных пультов (ОПГ и ШН) механизированных и автоматизированных сортировочных горок представлены там же. Необходимо знать элементы контроля положения стрелок и состояния светофоров, замедлителей, зоны роспуска и заполнения железнодорожных путей.
Назначение и особенности сигнализации горочных светофоров даны в [1]. Показания горочного светофора определяют темп ро-спуска (скорость надвига) составов, который задается оператором с помощью сблокированных сигнальных кнопок. Повторители горочного светофора ПГ1 и ПГ2 могут работать в режимах повторения показаний светофора Г и подтягивания состава. Передвижения из сортировочного парка к вершине горки регулируют маневровые светофоры МГ, которые используют для ограждения замедлителей при проведении ремонтных работ и для организации передвижений по обходным железнодорожным путям.
Условия безопасного надвига составов учитываются при построении схем управления огнями светофоров и увязки с парком прибытия [2], [3], [4], [5].
Сначала рассмотрите назначение отдельных элементов в этих схемах, а затем алгоритмы их функционирования при нормальной работе устройств и при отказах [3], [5].
|