МДК 02.01 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Тема 1.1. Построение электропитающих устройств систем СЦБ и ЖАТ
1.1.1. Общие принципы организации электропитания устройств систем СЦБ и ЖАТ
Резервирование электропитания
Устройства СЦБ относятся к электроприемникам, в которых нарушение электроснабжения может повлечь за собой: опасность для жизни людей, ущерб экономике, перебои в движении поездов, повреждение оборудования. Поэтому электропитание устройств СЦБ обеспечивается электроэнергией от двух независимых источников питания: основного и резервного. Для этого применяют две системы питания: смешанную (батарейную) и переменного тока (безбатарейную).
Основное электропитание устройств в обеих системах осуществляется от высоковольтной линии ВЛ напряжением 10 кВ, сооружаемой вдоль железнодорожного пути и станций.
Резервное питание устройств по смешанной системе осуществляется от аккумуляторных батарей, при системе переменного тока — от линии электропередачи (ЛЭП), которая подвешивается на опорах контактной сети на участках с электротягой постоянного тока, или от проводов системы ДПР на участках с электротягой переменного тока.
Смешанная система питания применяется в устройствах автоблокировки на участках с автономной тягой. На рис. 1, а показана схема электропитания сигнальной установки автоблокировки по смешанной (батарейной) системе. С помощью линейного трансформатора типа ОМ напряжение с высоковольтной линии ВЛ снижается до 220 В и от кабельного ящика КЯ, установленного на силовой опоре ВЛ, кабелем подается в релейный шкаф светофора. В релейном шкафу напряжение 220 В поступает на сигнальный трансформатор СТ, а также в батарейный шкаф на путевой ПВ и сигнальный С В выпрямители. Сигнальный трансформатор СТ понижает напряжение переменного тока 220 В до переменного напряжения переменного тока 12 В, которое используется для питания светофорных ламп (С, МС). От выпрямителя ПВ питаются рельсовые цепи, а выпрямитель СВ питает линейную цепь и реле сигнальной установки (ПБ, МБ). В буферном режиме с выпрямителями работают аккумуляторные батареи: путевая ПБ и сигнальная СБ.
Наличие основного питания от линии BЛ контролирует аварийное реле А. При прекращении подачи переменного тока выключается реле А, которое, замыкая тыловые контакты, переключает питание ламп светофора от резервной сигнальной батареи СБ, от которой в этом случае получают питание линейная цепь и все реле сигнальной установки. Резервное питание рельсовой цепи в аварийном режиме осуществляется от путевой батареи ПБ. На рис. 1, б приведена схема электропитания сигнальной установки по безбатарейной системе, которая применяется на участках с электротягой постоянного тока. Для питания приборов сигнальной установки используют две высоковольтные линии: основную ВЛ 10 кВ и резервную ЛЭП, которая располагается на опорах контактной сети. От линейного трансформатора ЛТ основной высоковольтной линии ВЛ 10 кВ напряжение 220 В подается в релейный шкаф на аварийное реле А. Далее через фронтовые контакты реле А напряжение 220 В (провода ПХ и ОХ) поступает на сигнальный трансформатор СТ, понижающий его до напряжения 12 В, которым питаются лампы светофора (С, МС) и дешифратор ДА. Напряжение 220 В также подается на двигатель кодового путевого трансмиттера КПТ и на путевой трансформатор ПТ, питающий переменным током рельсовую цепь.
Рис. 1 - Схемы электропитания сигнальной установки по батарейной (а) и безбатарейной (б) системам
В случае прекращения подачи переменного тока от основной высоковольтной линии ВЛ обесточивается реле А, которое, замыкая тыловые контакты, переключает питание приборов сигнальной установки на резервную высоковольтную линию ЛЭП. Достоинство системы питания переменным током состоит в том, что не требуются местные источники питания — аккумуляторы.
Устройства электрической централизации крупных станций относятся к потребителям особой группы. В современных релейных схемах нельзя допускать даже кратковременные (менее 1 с) перерывы в электропитании, так как размыкаются, например, цепи самоблокировки. Кроме того, при случайном перерыве электроснабжения по всем питающим фидерам должна остаться возможность управления с пульта хотя бы пригласительными сигналами и получения минимальной информации на табло о движении поездов по прилегающим перегонам.
Электроснабжение ЭЦ крупных станций осуществляется по безбатарейной системе. Устройства ЭЦ получают электропитание от двух независимых источников (фидеров) питания от внешних сетей. Для аварийного питания аппаратуры ЭЦ предусматривается местное резервирование в виде автоматизированного дизель-генераторного агрегата ДГА и контрольной батареи 24 В. Назначение контрольной батареи состоит в поддержании питания реле, имеющих цепи самоблокировки, на время, необходимое для запуска дизель-генератора, и осуществлении резервного питания красных и пригласительных ламп входных светофоров. Включение ДГА на нагрузку контролируется лампочками зеленого цвета на табло. При пуске ДГА лампочки загораются мигающим светом. С момента появления питания на одном из фидеров электростанция ДГА выключается.
Для ввода на пост ЭЦ электроэнергии от внешних источников переменного тока и преобразования ее в переменный и постоянный ток различных напряжений, необходимых для питания устройств ЭЦ, подзарядки аккумуляторной батареи и включения ДГА, применяется щитовая питающая установка. Одним из основных элементов питающей установки является силовой трансформатор типа ТС, с помощью которого напряжение питающего фидера снижается до напряжения 220 В.