Классификация реле железнодорожной автоматики
Одним из основных элементов систем автоматики и телемеханики на железной дороге являются реле. Посредством СЦБ реле осуществляется автоматическое управление, контроль и регулирование всех процессов при движении поездов, включая последовательную работу отдельных частей в системе сигнализации, централизации и блокировки.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЕ
Существует много конструктивных разновидностей реле железнодорожной автоматики и телемеханики. В зависимости от принципов срабатывания, основные виды реле делятся на:
• акустические;
• газовые;
• жидкостные;
• механические;
• оптические;
• пневматические;
• тепловые;
• электрические и др.
Электрические реле, в свою очередь, подразделяются на:
• индукционные;
• магнитоэлектрические;
• электродинамические;
• электромагнитные и пр.
Из-за простоты конструкции электромагнитное реле является наиболее распространённым реле на ЖД.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ
Основу устройства электромагнитного реле СЦБ составляет электромагнит, представляющий собой простой преобразователь электрических сигналов в механическое перемещение. Схема электромагнитного реле показывает, что сам электромагнит содержит:
1. обмотку;
2. сердечник;
3. ярмо;
4. подвижный якорь;
Прохождение тока по обмотке создаёт магнитный поток, замыкающий через воздушный зазор магнитные силовые линии, под воздействием которых якорь притягивается к контактам и замыкает их. Замыкание якоря на контакты называется срабатыванием или возбуждением реле.
По окончании действия тока якорь под действием тяжести собственного веса или с помощью контактных пружин возвращается в первоначальное состояние и размыкает контакты.
Этот процесс называется обесточиванием или отпусканием реле.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ
Существующие виды электромагнитных реле контактного типа отличаются по форме магнитной цепи и способу перемещения якоря.
Так схемы электромагнитных реле под №№ 1-4, 6 на рисунке представляют реле с поворотным якорем. На схеме №5 — реле с перемещающимся линейно втяжным якорем.
В зависимости от числа обмоток на сердечнике электромагнитное реле классифицируется как:
- однообмоточное;
- двухобмоточное;
- многообмоточное контактное реле.
Несмотря на конструктивную простоту, электромагнитное контактное реле обеспечивает высокую надёжность в работе железнодорожных систем автоматики и телемеханики.
Классификация реле по степени надёжности подразделяет все контактные электромагнитные реле на ЖД на 2 типа:
- 1 класса надёжности;
- облегчённые.
Облегчённые реле отличаются от реле 1 класса механизмом возврата якоря в исходною позицию при отключении тока: в контактных реле 1 класса якорь возвращается в первоначальное состояние под действием собственного веса, в облегчённых возвращение якоря обеспечивают подвижные контактные пружины.
В настоящее время к 1 классу относятся 4 поколения реле:
1. реле группы НР — нейтральные электромагнитные реле;
2. группы НШ — нейтральные штепсельные нормальнодействующие;
3. НМШ — нейтральные малогабаритные штепсельные;
4. РЭЛ — штепсельные постоянного тока.
Контактные электромагнитные реле 1 класса эксплуатируются в аппаратуре СЦБ, отвечающей за безопасность поездного движения.
РЕЛЕ ОБЛЕГЧЁННОГО ТИПА:
1. КДР — кодовое электромагнитное контактное реле нештепсельное;
2. КДРШ — кодовое штепсельное;
3. РЭМ — модифицированный вариант КДР;
4. РЭМШ — модернизированная версия КДРШ.
Облегчённые реле используются, как правило, в системах диспетчерского контроля и в схемах электрической централизации, не связанных напрямую с движением поездов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЕ
Кроме этого, все реле классифицируются по:
- питающему току:
- постоянного тока:
- нейтральные - действие зависит только от магнитного поля;
- поляризованные - работа зависит от направления тока в обмотке;
- нейтрально-поляризованные (комбинированные) - в одной конструкции соединены элементы обоих выше описанных реле;
- переменного тока;
- постоянно-переменного тока;
- времени срабатывания:
- быстродействующие - срабатывание на притяжение и отпускание до 0.03 сек.;
- нормальнодействующие - время срабатывание до 0.3 сек.;
- медленнодействующие - срабатывание до 1.5 сек.;
- реле выдержки времени (времЕнные) - время срабатывания превышает 1.5 сек.
|